Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, то есть
обучаемый отделен от обучающего расстоянием. В нашей стране эта форма
обучения была известна как заочная. В практике обучения иностранным
языкам
она применялась не столь широко, как в других областях. Существовали
заочные курсы обучения иностранным языкам, также существовали учебные
теле-
и радиопередачи для желающих изучать иностранный язык. Языковые же
факультеты и вузы ограничивались вечерними отделениями, поскольку
обучить
практическому владению иностранным языком в условиях эпизодических
встреч с
преподавателем – дело практически безнадежное. Поэтому уже долгое
время велись поиски путей более эффективного
обучения на расстоянии. Наряду с печатными средствами для этих целей
широко
использовались возможности телевидения, видеозаписи, а в последние годы
-CD-
ROM. Дело в том, что без систематической, обратной связи с
квалифицированным преподавателем подобные курсы , как правило, обречены
на
неудачу, несмотря на разнообразные попытки придать им элементы
развлекательности и коммуникативности. В последние годы
университеты различных стран обратили внимание на
то, что существует возможность использования компьютерных
телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том
числе и иностранным языкам. В отличии от других форм заочного обучения,
обучение на основе компьютерных телекоммуникаций дает возможности:
- оперативной передачи любой информации на расстоянии;
- хранение этой информации в памяти в течение нужного времени, ее
редактирование и т.д.
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей
мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем и
другими участниками обучающего курса;
- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и
распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру
через систему Internet.
- организации совместных телекоммуникационных проектов, а также
международных, электронных конференций, компьютерных аудио- и видео
конференций. Насколько эффективным будет любой вид
дистанционного обучения,
зависит от четырех факторов:
- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на
то,
что они разделены расстоянием;
- используемых при этом педагогических технологий;
- эффективности разработанных методических материалов и способов их
доставки;
- эффективности обратной связи. Иначе говоря, эффективность
дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также
мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Кроме того,
выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи
любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать
как
эффективное:
- дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное
планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку
задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов;
- ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения –
интерактивность. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать
максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем,
обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а так же давать
возможность группового обучения;
- весьма важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы
обучаемые могли быть уверенными в правильности своих действий. Обратная
связь должна быть оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде
внешней оценки;
- важнейший элемент любого курса – мотивация; для этого нужно применять
разнообразные средства и приемы;
- структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы
обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к
модулю,
мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению
руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности. При этом
следует отметить, что модули большого объема заметно снижают мотивацию
обучения;
- особое значение при обучении иностранному языку имеет звуковое
сопровождение, которое может быть реализовано либо при помощи сетевых
технологий, либо с помощью CD-ROM. В настоящее время современные
информационные технологии дают
неограниченные возможности решения проблемы дистанционного обучения, так
как возможно хранение, обработка и доставка информации на любое
расстояние, любого объема и содержания. В таких условиях, на
первый план при организации системы
дистанционного обучения выходит методологическая и содержательная его
организация. При этом принимается во внимание не только отбор содержания
для усвоения, но и структурная организация учебного материала.
Источник: http://www.bestreferat.ru/referat-39049.html |